Производство изразцов из керамики

Производство из керамики изразцов — длительный, трудоемкий процесс. Сначала делают формы для рельефного изображения. В них укладывают сырую глину. Чтобы при просушке в изразцах не появились трещины, заготовки приходится все время перекладывать, а пересохшие места — увлажнять. После просушки заготовки обжигают в печи. Получается однотонная керамика с выпуклым узором. А в это время отдельно варят цветную эмаль (поливу), которую потом мягкими беличьими кистями мастера наносят на изразцы. Эмаль приготовляют на неорганических («земляных») пигментах. В старину обычно готовили пятицветные изразцы с белым, синим, желтым, коричневым и зеленым тонами. Раскрашенный изразец просушивали в течение суток, а затем еще раз обжигали в наглухо замурованной печи. После обжига печь остывала. Чтобы от резкой перемены температуры изразец не потрескался, мастера ждали, когда печь полностью остынет, а потом ее разламывали. Теперь был виден результат работы. Иногда печь готовила сюрпризы: фон вместо зеленого, как ожидали, мог стать розовым или желтым. Появлялись новые оттенки, менялись очертания контура. Результат зависит от качества глины, положения дров в печи, рисунка изразца. Случалось, что неожиданные помехи помогали гончарам создать новую, удачную гамму оттенков, придававших особую живописность архитектурным сооружениям.