Профессия композитора кино как искусство

По-настоящему профессия композитора кино сложилась только с появлением звука. Правда, вначале авторская киномузыка была слишком иллюстративной. Как сказал один американский композитор, музыка кино существует не для того, чтобы ее слушали, она всего лишь помогает заполнять пустоту в паузах разговоров. Но постепенно музыка из «украшения», из иллюстрации превратилась в важнейшее выразительное средство кинематографа, объединяющее и актерскую игру, и изображение, и драматургию. Поэтому композитор часто начинает работу над музыкой к фильму вместе с режиссером и оператором еще на стадии разработки окончательного, режиссерского сценария. Ведь музыка фильма должна органично вырастать из драматургического материала, из операторской работы, из художественного образа всего кинофильма. Известный композитор Исаак Осипович Дунаевский, много работавший для кинематографа, утверждал, что лишь тот фильм можно назвать поистине музыкальным, где наряду с драматургией сюжета существует в купе с музыкальной драматургией. Одной из первых музыкальных комедий нашего кинематографа был фильм Григория Александрова «Веселые ребята». Леонид Утесов, исполнитель главной роли Кости-пастуха, посоветовал режиссеру пригласить молодого, но опытного композитора Исаака Дунаевского. И Александров вместе с Дунаевским сделали режиссерскую разработку сценария. Своей главной задачей они считали добиться естественного соединения, сплава изображения и звука, музыкальной части фильма и визуальной. Дунаевский даже написал особый, музыкальный сценарий фильма. И режиссер изменял литературный сценарий в зависимости от музыкального. Александров впоследствии вспоминал, как они скрупулезно подсчитывали количество шагов героя в той или иной сцене, чтобы все движения актера ложились на музыку, соответствовали ее темпу и ритму. В «Веселых ребятах» есть знаменитый эпизод так называемой «музыкальной драки». Музыка в этой сцене — одно из действующих лиц: ей подчиняется каждый звук, каждый трюк драки. Дунаевский сам руководил этим «музыкально-драчливым» эпизодом. Композитор позже говорил, что по технической сложности драка музыкантов не имела себе равных во всей его творческой деятельности. Работая над фильмом, многие композиторы не только создают большие музыкальные темы, но часто используют, обрабатывают народные мелодии, песни. Так, композитор Дмитрий Шостакович при создании музыки к фильму-трилогии о рабочем пареньке Максиме использовал городской романс — незатейливую песенку «Крутится, вертится шар голубой». После выхода фильма вместе с главным героем ее запела вся страна. Песни из фильмов часто живут своей, отдельной жизнью. Их поет народ, они звучат на концертах современных певцов.
В том, что фильм «Ирония судьбы, или С легким паром» имел огромный успех, несомненная заслуга не только его режиссера Эльдара Рязанова, но и композитора Микаэла Таривердиева. Он очень тонко ощутил общую интонацию фильма и написал на стихи прекрасных поэтов Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Беллы Ахмадулиной нежные, чуть грустные песни. Они звучат в фильме негромко, лирично. Но эта «негромкость» создала неповторимую атмосферу «Иронии судьбы…», оттенив смешное грустью и лирикой.

Источник: – искусство кино.

Сделать закладку на статью:

  • email
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Twitter
  • Community-Seo
  • Facebook
  • BobrDobr
  • Memori