Как появился Китайский фарфор в России

Начало систематической торговли Китая с Россией и установление дружественных связей между двумя великими государствами восходит еще к XVII в. В 1689 г. был заключен первый русско-китайский торговый договор. Это был равноправный договор, а не такой, как те, которые заключали впоследствии, в XIX в., с Китаем капиталистические страны Западной Европы и Америки, стремившиеся закабалить и ограбить китайский народ. В петровское время наряду с развитием сношений России с европейскими странами росли и крепли связи со странами Востока и, в частности, с Китаем. Посланники Петра I, направлявшиеся в Китай, в первую очередь снабжались инструкциями о вывозе из Китая изразцовых плит, которые были необходимы для широкого строительства в Петербурге, а также фарфоровых предметов для украшения дворцов. Тогда же были привезены «аптекарские сосуды», предназначавшиеся для первых аптек, которые Петр I решил открыть в Москве и Петербурге (эти сосуды хранятся в Государственном Эрмитаже). Производство фарфора в России было начато в 1752 г. известным ученым мастером Д. И. Виноградовым. Независимо от китайского и саксонского фарфора, способы производства которых держались в секрете, Дмитрий Иванович Виноградов (1720—1758) впервые получил образцы русского фарфора из нашего отечественного сырья на «порце-линовой фабрике» (ныне фарфоровый завод им. Ломоносова). Кроме того, он изложил способы производства фарфора в своей рукописи «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому же принадлежащих работ». Значение работы Виноградова чрезвычайно велико. Русский фарфор считается одним из лучших в Европе.В нашей стране фарфор особенно богато представлен в Музее восточных культур в Москве и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге — огромных сокровищницах культуры и искусства разных народов. На выставках этих музеев можно видеть вазы, блюда, кувшины, кубки, расписанные подглазурной росписью. На одном из китайских блюд, пересекая его и поднимаясь немного вверх, плывет рыба, которую окружают стебли растений; закругляясь, эти стебли как бы повторяют форму круглого блюда. Здесь поражает мастерство изготовившего это блюдо мастера, который очень умело подчинил орнамент форме сосуда. При этом следует отметить, что рисунок, который наносит китайский мастер на предмет, никогда не рассматривается им как самостоятельная картина: нанесение такого рисунка, не связанного с формой сосуда или вазы, могло бы исказить форму его при рассматривании. В росписи на китайских предметах, как и вообще в китайском искусстве, поражает умение мастера соединить воедино форму и орнамент. Замысел художественного исполнения росписи и форма предмета тесно связаны между собой.

Сделать закладку на статью:

  • email
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Twitter
  • Community-Seo
  • Facebook
  • BobrDobr
  • Memori


Другие статьи рубрики "Скульптура и поделки"